Универсальная электронная карта: удобно, но еще не скоро

Как следует из официальной стенограммы, размещенной на сайте Комиссии, универсальная электронная карта (УЭК) должна помочь упростить бюрократические процедуры, а также повысить качество государственных услуг. По словам Дмитрия Медведева, УЭК – это совершенно другой уровень общения гражданина с государством, с различного рода бюрократическими структурами, новые возможности, удобство в осуществлении как платежей по налогам, так и платежей за покупки, возможность получать регулярную информацию о том, что происходит со счетами гражданина и, в конечном счете, просто наша интеграция в цифровое пространство в широком смысле этого слова.

http://s1.ipicture.ru/uploads/20110302/RSimyb6O.jpg

Помимо универсальности во внутреннем использовании, по словам главы государства, такая карта должна быть универсальным финансовым инструментом, который позволяет его использовать и в России, и за границей. Дмитрий Медведев обозначил, что в ближайшее время необходимо завершить разработку нормативно-правовой базы.Было заявлено, что все необходимые документы должны быть приняты уже к лету 2011 года.

Президент отметил, что сейчас в Госдуме находится закон об электронной цифровой подписи (первая редакция которого была принята еще 10 января 2002 года), а правительство должно согласовать постановления, касающиеся технических требований к УЭК, а также технические требования к электронным приложениям и документ об установлении порядка выпуска универсальной электронной карты.

Также Президент РФ указал на необходимость развертывания инфраструктуры, которая необходима для использования универсальной карты. По его словам, в каждом регионе должно быть достаточное количество простого, понятного для граждан, удобного оборудования. Кроме этого, необходимо еще разработать соответствующую систему идентификации, при этом устройства для считывания с карты персональных данных и электронной цифровой подписи должны быть недорогими.

Важно и максимально упростить процедуру выдачи карты, определить перечень документов, которые потребуются для ее оформления, и предусмотреть возможность ее приема в электронном виде. Третье направление работы – сверка баз данных различных учреждений и синхронизация процедуры межведомственного взаимодействия; эти процессы необходимо адаптировать для работы с картой.

Вместе с тем, как отмечают эксперты, полновесная реализация такого масштабного проекта – скорее перспективы отдаленного будущего, чем объективная реальность. На тернистом (как это часто бывает в России) пути внедрения электронных документов (и универсальной карты в том числе) стоит масса проблем, о чем наглядно свидетельствует судьба многострадального закона об электронно-цифровой подписи.

Специалисты, которым приходится сталкиваться с подобного рода проблемами, хорошо помнят, как проходили обсуждения и принятие этого закона. Правда, тогда еще существовало ФАПСИ, и многие бюрократические проблемы связывались именно с этим ведомством. О том, что электронные документы тяжело приживаются в нашей стране, говорит и тот факт, что на сегодняшний момент в стране так и не создана необходимая инфраструктура, хотя необходимое законодательство существует уже десять лет.

Важнейшим элементом такой инфраструктуры является сеть удостоверяющих центров, которые должны были охватить все субъекты Российской Федерации, сформировав единое доверенное пространство обмена электронными документами. Время идет, а наш паровоз все еще на запасном пути…

Возможно, что после заседания Комиссии по модернизации что-то и изменится, но уж точно не в ближайшие годы, так как кроме необходимой инфраструктуры существует и иная, крайне важная для нашей страны проблема – как только появляется некая ведомственная база данных, практически сразу она становится товаром на «черном рынке».

За все время развития в нашей стране информационного общества не было, наверное, ни одного разбирательства, связанного с утечкой подобной информации на «черный рынок». Во всяком случае, ни один чиновник, чье ведомство является владельцем таких баз данных, не был снят со своей должности за такого рода утечку информации. Возможно, что меры ответственности за подобную халатность также будут изменены при отработке поручения Президента РФ.

Надо готовиться и к тому, что попытка использования в массовом порядке средств идентификации, подобных УЭК, повлечет за собой и всплеск преступлений, связанных с ее использованием. И чем более универсальным будет такой документ, тем более тяжелыми могут оказаться последствия, не даром ведь не рекомендуется хранить все яйца в одной корзине.

Безусловно, современное общество нуждается в некоем унифицированном средстве идентификации персоны – уж больно часто от нас требуется тот или иной документ, удостоверяющий личность или подтверждающий наше право на управление транспортным средством или наличие тех или иных льгот. Вот только вопрос в том, а действительно ли эта проблема такой важности, что по своей значимости она перевесила многие из прочих, решение которых требуется именно в рамках президентской комиссии по модернизации?

Взять хотя бы нынешнее состояние многих объектов, относящихся к критически важной инфраструктуре (плотины, трубопроводы, нефтеперерабатывающие и химические заводы и др.). Износ основных средств по многим отраслям сегодня составляет более 70 %, и опасность масштабных техногенных катастроф возрастает с каждым годом – вот здесь-то в первую очередь и нужна оперативная модернизация.

Нынешнему руководству страны выпала доля работать в крайне сложных условиях социально-экономической ситуации как в мире, так и в стране. В таких условиях крайне значимым становится способность руководителя грамотно и оперативно управлять доступными ему ресурсами, среди которых важнейшим является и его собственное рабочее время.

С сожалением приходится констатировать (и это отчетливо показывают двадцать одно заседание Комиссии по модернизации экономики, которые состоялись с момента сформирования Комиссии в мае 2009 года), что это основное правило работы в условиях ограниченных ресурсов выполняется не в полном объеме. А это говорит о достаточно слабом стратегическом планировании столь значимого комплекса мероприятий, который охватывает вопросы модернизации экономики страны.

Еще более значимо то, что важнейшая цель создания Комиссии (которая, согласно устанавливающему документу, состоит, прежде всего, в выработке государственной политики в области модернизации и технологического развития экономики России) все еще не достигнута – единой государственной политики модернизации экономики пока так и не разработано.

Это интересно